Arms
 
развернуть
 
163000, г. Архангельск, ул. К. Маркса, д. 20
Тел.: (8182) 63-98-40, 63-98-00, (8182) 63-97-00 (ф.)
oblsud.arh@sudrf.ru
163000, г. Архангельск, ул. К. Маркса, д. 20Тел.: (8182) 63-98-40, 63-98-00, (8182) 63-97-00 (ф.)oblsud.arh@sudrf.ru

ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 28.01.2021
Ветеран труда, участник боевых действий дошел до Архангельского областного суда, восстанавливая свое нарушенное правоверсия для печати

Ветеран труда, участник боевых действий дошел до Архангельского областного суда, восстанавливая свое нарушенное право

 

Областной суд подтвердил законность и обоснованность его требований, указав, что и органы социальной защиты населения, и районный суд неверно трактовали положения закона.

 

В адрес Архангельского областного центра социальной защиты областной суд вынес частное определение, указав, что центр – государственное учреждение соцзащиты, наделенное публично-властными полномочиями, игнорируя нормы закона, подошел к рассмотрению заявления ветерана формально, что является недопустимым. Согласно Конституции Российской Федерации при применении закона все органы власти и должностные лица должны руководствоваться в первую очередь интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

В суд житель Няндомы обратился в январе 2020 года, после того как 31 декабря 2019 года отделение социальной защиты населения ответило на его заявление о назначении дополнительной выплаты отказом, уведомив, что обращение запоздало – оно не могло быть подано после 31 декабря 2017 года.

 

Истец указал, что ему – обладателю двух государственных наград – положена доплата, предусмотренная региональным законодательством. Также он отметил, что ранее сотрудники соцзащиты сообщили, что одна из его многочисленных наград не является государственной, но информация эта не была достоверной.

 

Обращаясь в суд, он подчеркнул, что не мог обратиться с заявлением в 2017 году – проходил лечение.

Также он настаивал на том, что утверждения представителей соцзащиты о некоем временном ограничении на законе не основаны.

В заявлении, направленном в отделение соцзащиты, ветеран сообщил:

«Афганистан – слово неразрывно связанное с войной. Трехлетняя война бесследно не прошла, ее следствием стала болезнь, повлекшая установление второй группы инвалидности... Я прошел испытания, четко следовал требованиям военной присяги, за что был награжден орденом «Красная Звезда», орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», медалью «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР», грамотой Президиума Верховного Совета СССР…

Будучи уже неработающим пенсионером, обратившись в устной форме в органы соцзащиты с уточнением о том, какие ордена являются государственными, получил ответ, что орден «За службу Родине в В.С. СССР» III степени не является таковым. Больше я работников соцзашиты от их рутинной работы не отвлекал, был уверен в том, что они стоят на страже и защите интересов уязвимых слоев населения нашего района (пенсионеров, инвалидов – они особо нуждаются в помощи и поддержке).

Но их равнодушие и безразличие оказались столь велики, что я несколько лет был лишен возможности воспользоваться законными льготами.

Молодым офицером, лётчиком я «не опоздал» на войну, но будучи военным пенсионером, инвалидом не успел написать заявление в органы соцзащиты до 31.12.2017.

Заболев, я был изолирован от нормальной повседневной жизни, это была борьба за выживание, 2017 год я в основном провел на больничной койке. И, тем не менее, я благодарен Правительству Архангельской области за заботу о северянах...»

 

Отменяя решение районного суда, отказавшего в удовлетворении исковых требований, Архангельский областной суд признал незаконным решение органа соцзащиты об отказе в назначении и выплате истцу дополнительного ежемесячного материального обеспечения и признал за ним это право, предусмотренное законом Архангельской области «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан, имеющих государственные награды», возложив на ответчик обязанность назначить выплачивать предусмотренное законом обеспечение с даты обращения – с 25 декабря 2019 года.

 

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Социальная защита, включающая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Законом Архангельской области, действующим с 2018 года (равно как и на дату обращения истца с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения), четко предусмотрено, что лицу, приобретшему право на меру социальной поддержки, о которой просил истец, она назначается и предоставляется вне зависимости от того, когда заявитель обратился за ее назначением.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения. Они необходимы, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

 

опубликовано 28.01.2021 10:18 (МСК), изменено 28.01.2021 10:20 (МСК)